(423) 260-66-07
(Многоканальный)
Консультационный Центр по вопросам миграции и межэтнических
отношений Общественного совета при УМВД России
по Приморскому краю
APEC
 

Из трудовых мигрантов Приморью надлежит выбирать лучших

Нельзя допустить превращение региона в маргинальное "болото"

Более 50 тысяч иностранцев только на легальной основе прибывает ежегодно в Приморский край для работы на территории. Председатель Консультационного центра по вопросам миграции и межэтнических отношений Общественного совета при УМВД России по Приморскому краю Сергей Пушкарев говорит о том, какие проблемы стоят на пути увеличения миграционной привлекательности региона.

- Сергей Григорьевич, вы возглавляли миграционную службу Приморья в 1993-2003 годах, с момента ее основания. Можно ли сказать, что в последние годы законодательство стало лояльнее относиться к работодателям и иностранным рабочим?

- Это довольно трудный вопрос. Приморский край был первым субъектом РФ, где была узаконена система привлечения иностранной рабочей силы. В 1993 году постановлением Губернатора Приморского края «О порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Приморском крае» была установлена квота на привлечение в размере 15 тыс. чел. и в течение 10 лет она соблюдалась. В 2000 году, после передачи вопросов миграционной политики в ведение МВД России, проблема привлечения трудовых ресурсов, по сути, потеряла экономический смысл, и стала неуправляема. Это общероссийская проблема, но особенно остро стоит для Приморского края, где вопросами внешней трудовой миграции занимается управление по координации деятельности правоохранительных органов (уполномоченный орган), не имеющего никакого отношения к структурам экономического блока (управление труда, экономики, транспорта и т.п.). А вот в Хабаровском крае внешняя трудовая миграция всегда относилась к ведению экономического блока, потому проблем там гораздо меньше.

Нынешняя система квотирования на привлечения иностранной рабочей силы – "монстр", который могли создать только федеральные ведомства в лице ФМС России и Роструда, совершенно не владеющие практикой привлечения и использования иностранных специалистов на местах и, что самое интересное, не представляющие, что они данной квотой регулируют. Особенно это касается граждан из стран СНГ стихийно въезжающих в безвизовом порядке через практически открытую границу с Казахстаном. Для этой категории граждан действующим законодательством введена либеральная схема получения разрешений на работу и патентов, не согласованная с системой квотирования.

Система эта - чудовищно негибкая.

Посудите сами. До 1 мая приморские предприниматели должны подать заявки – сколько иностранцев они намерены привлечь на работу в следующем году. Специальная межведомственная комиссия в администрации края рассматривает эти предложения, что-то корректирует. Затем пакет заявок отправляется в Москву и изучается там. Только в декабре должно выйти соответствующее постановление правительства Российской Федерации, которое определяет, какому региону сколько можно привлечь иностранных рабочих.

Посмотрите на ситуацию с точки зрения бизнеса, особенно малого и среднего. Как просчитать ситуацию на год-полтора вперед, какая там сложится экономическая конъюнктура и сколько рабочих потребуется? Тем более, учитывая, что гарантированного распределения государственных и муниципальных заказов в России нет, победители определяются по результатам предстоящих конкурсов? Да, существует возможность корректировки квот, но, опять-таки, она осуществляется через федеральный центр, и занимает уйму времени. Я считаю, что регион должен и может самостоятельно рассчитывать, сколько "варягов" ему надо.

Создатель системы квотирования просто не заглянул в "Википедию" и не выяснил, что же такое "квота". А это - часть от общего, а не сумма пожеланий работодателей. Нужно коренным образом изменить систему квотирования.

- Каким образом могут осуществляться такие расчеты?

- Несложно. Достаточно суммировать потребности отраслей производства и обслуживания в рабочей силе, подсчитать количество имеющихся трудовых ресурсов, выпускников школ и вузов. То, что в дефиците – необходимо привлекать извне.

- В Приморском крае существует такое явление, как безработица. Тем не менее, на ваш взгляд, иностранцев надо приглашать на работу?

- Сейчас в Приморском крае только по легальным каналам работает более 40 тысяч человек из-за рубежа. Но потребность огромная, и она только будет расти. Объем строительных работ в регионе возрастает год от года, запускаются новые проекты. Кому-то надо их воплощать в жизнь. При этом, обратите внимание на такую закономерность: - наименьшая безработица наблюдается на территориях, с наибольшим привлечением иностранной рабочей силы (Владивосток, Уссурийск, Артем, Находка) и наоборот.

- В последнее время на улицах Владивостока, да и других городов Приморья – все больше жителей Средней Азии. Что это значит для нас?

- Все-таки, 70 процентов в общей массе трудовых мигрантов занимают китайцы. В этом смысле Приморью повезло. Все-таки, если хочешь построить дом, чтобы он был сдан "под ключ", надо привлекать жителей Поднебесной. Они и трудолюбивы, и достаточно квалифицированы. Чего об узбеках и таджиках сказать, в большинстве случаев, нельзя.

- Есть мнение, что мигранты из Средней Азии – бывшие соотечественники, потому они предпочтительнее, как рабочая сила…

- За годы после распада СССР появилось новое поколение, эти люди просто не знают, что существовал Советский Союз, к тому же, не владеют русским языком, у них нет знания наших обычаев, уклада жизни. Отмечу, что в большинстве своем это работники с низкой квалификацией.

Да, мы открыли настежь ворота безвизового приема – приезжайте, кто пожелает. Мы хотим, чтобы квалифицированные рабочие из Средней Азии ехали сюда? Посмотрите на карту. По пути узбеков к нам – Казахстан, где активно развивается экономика, и уровень жизни примерно такой же, как в России. Значит, наиболее успешные мигранты будут оставаться здесь. Дальше – Сибирь, где много развивающихся территорий и требуются люди. Только те, кто не пригодился "по дороге", приезжают сюда. Кстати, есть законы миграции, сформулированные еще в 1885 году английским ученым Равенштайном. Так вот, каждому потоку соответствует контрпоток. Сюда едут низкоквалифицированные работники из мусульманских стран, на запад России, за рубеж направляются выпускники приморских вузов. По сути, Приморский край представляет собой биржу труда для Запада…

Закономерно и то, что миграция наиболее интенсивна на близкие расстояния. Неудивительно, что большая часть мигрантов – китайцы. Но, большинство китайцев, которые трудятся здесь, не связывают свое будущее с Приморьем. Поработают, заработают, и вернутся на Родину. Что касается выходцев из стран Средней Азии, мне кажется, они здесь надолго.

Какой – либо осмысленной политики в области трудоустройства иностранцев на длительный период в крае нет. Лишь бы завезти гастарбайтеров, они нам канавы накопают, дороги настроят. Вот в скором времени на острове Русский закончится строительство объектов саммита АТЭС-12 – ДВФУ. Согласно действующему законодательству иностранные рабочие должны выехать на родину. А выедут ли? Двинутся во Владивосток, на территорию края - искать, где еще копать можно. А дальше? Если мы хотим использовать этих людей, их надо выучить. Мы теряем свои кадры, и будем учить приезжих! Между прочим, на то, чтобы подготовить специалиста от рождения до выпуска из вуза, государству необходимо затратить 125 тысяч долларов! Никто толком не думает, каким будет будущее региона через годы. Но не надо быть провидцем, чтобы предсказать: Приморью угрожает маргинализация. Если не принимать мер по регулированию процессов трудовой миграции, не создавать систему организованного набора трудовых мигрантов, переселенцы из Средней Азии могут стать фактором, который может нарушить социальную стабильность.

В этом плане мы должны использовать опыт накопленный на строительстве объектов саммита. Впереди на том же о. Русский планируется строительство огромного жилищного массива, научного Центра РАН и т.п. Почему бы уже сегодня не изучить возможность использования хорошо зарекомендовавших себя на строительстве объектов саммита работников на сооружении этих объектов, а не завозить новых необученных и неквалифицированных людей из тех же республик Средней Азии.

Нам не нужно изобретать что-то новое в вопросах организованного набора. Достаточно вспомнить опыт прошлых лет и, в частности, строительство "Большого Владивостока", в 60-70 годы прошлого века или Байкало – Амурской магистрали. Тогда сюда тоже ехали со всего Союза работать, но атмосфера отличалась кардинально. Что не говори, был определенный пафос. Ход строительства освещался в СМИ, на стройки выезжали творческие коллективы, освещался передовой опыт и лучшие коллективы. Приезжайте на Русский, посмотрите - полная тишина, лагерный режим какой-то, нарушаемый время от времени сообщениями в СМИ об акциях, связанных с невыплатой зарплаты и другими выходками, свойственными большой скученностью мужского населения.

 
 
  • оформление заявок на получение квоты для выдачи иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
  • порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию;
  • оформление и порядок трудоустройства иностранных граждан, их миграционного учёта по месту временного пребывания или регистрации по месту временного проживания;
  • получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и гражданства;
  • подбор работников по заявкам предприятий из числа российских и иностранных граждан для работы по найму, системе аутсорсинга, стафф – лизинга и т.п.
  • другие вопросы, связанные с пребыванием иностранных граждан на территории Приморского края и внешне-экономической деятельностью.
  • Общественной приемной организовано углубленное изучение миграционного, трудового, налогового законодательства, регулирующего правовое положение иностранных граждан на территории России на тематических семинарах – практикумах для руководителей организаций, специалистов кадровых служб, бухгалтерии, юристов: "Снижение рисков работодателей при легальном найме и использовании иностранных работников".
 
© 2010, Общественная приемная по вопросам миграции и межэтнических отношений

Разработка сайта — ЦРТ